Не успели предприниматели отбиться и вздохнуть (не все, но многие) после прошлогоднего масштабного “набега” со стороны налоговых органов по вопросу правильности расчета выручки от продажи товаров на маркетплейсах за 2023 год, как в начале апреля 2025 в адрес налогоплательщиков начали приходить очередные “письма счастья”.
Но теперь в требовании о представлении пояснений налоговый орган просит пояснить расхождения между
“суммой НДС, исчисленной от реализации самим налогоплательщиком в размере 28 909 218 руб.
и
суммой НДС, исчисленной с реализации (внимание!), осуществленной ОТ ИМЕНИ Налогоплательщика в адрес физических лиц самостоятельно или через агента (маркетплейс) по данным ККТ в размере 59 700 189 руб.
Размер неисчисленного НДС за 2 квартал 2024 года составляет 30 790 971 руб.
Просим дать пояснения в отношении указанного расхождения.»
Как тебе такое, Илон Маск? (с) Разница в сумме исчисленного НДС практически в два раза. То есть наш клиент продал товара в два раза больше за 2 квартал 2024 года? Нет, конечно, он был бы только рад и готов заплатить все налоги с этих продаж, вот только где эти продажи? И где деньги от этих продаж?
Что это? Ошибка на стороне ОФД? Косяк маркетплейса? Технический сбой в системе налогового органа? Криворукие программисты? Мы сами пишем много программ и обработок, и знаем, что программы тоже могут содержать ошибки.
На самом деле, совершенно неважно, почему так произошло.
Абсолютно бессмысленная трата времени – пытаться найти причины этого запроса.
Важно только одно – сможет ли предприниматель доказать налоговой, что сумма выручки и исчисленные и уплаченные им налоги определены безошибочно и точно, и подтверждены первичными учетными документами. И тут не может быть и речи о каких-либо нарушениях с его стороны.
Сразу отметим, что указанное выше требование о представлении пояснений направлено в адрес ИП на ОСНО с НДС, который реализует товары исключительно через маркетплейсы, и вопрос о каких-либо занижениях сумм доходов вообще не может идти.
Если у Вас ИП или ООО на УСН, текст требования может быть иной, но суть та же:
«выявлены расхождения между
суммой выручки (продаж), исчисленной самим налогоплательщиком в размере 10 532 881 руб.и
суммой выручки (продаж), осуществленной ОТ ИМЕНИ Налогоплательщика в адрес физических лиц самостоятельно или через агента (маркетплейс) по данным ККТ в размере 24 559 872 руб.
Размер неисчисленного дохода УСН за 1 квартал 2024 года составляет 14 026 991 руб.
Просим дать пояснения в отношении указанного расхождения».
Итак, главный вопрос – что делать с таким требованием?
- Не паниковать.
Быстро оцените реальность претензий налоговой.
Умножаем сумму НДС, указанную в требовании, на 6, получаем примерную сумму выручки (продаж). Она должна +/- сходится с суммами продаж на МП. - Если требование направлено в рамках статьи 88.3 НК РФ, и оно законное, на него необходимо ответить (срок – 5 рабочих дней).
Во-первых потому, что за отсутствие пояснений могут оштрафовать.
Во-вторых, чтобы сразу же, на начальном этапе, снять все возможные претензии и сомнения налогового инспектора и четко обозначить свою позицию – у нас все правильно, и мы готовы подтвердить заявленные налоговые обязательства соответствующими документами. - Готовим к установленному сроку пояснения и подтверждающие документы:
- Так как доступа к чекам ОФД, которые от имени налогоплательщика выдает покупателям маркетплейс, у продавцов нет, проверить их мы не можем. Переходим к следующему пункту.
- Проверяем данные о продажах, полученные в ЛК на МП (отчеты о продажах, выкупы, возвраты и пр.), проверяем данные, указанные в налоговой декларации по НДС, сравниваем эти данные. Они должны соответствовать друг другу.
- Проверяем (на всякий случай) данные по расчетным счетам в банке – сколько денег нам за проверяемый период прислали маркетплейсы. Точно ли не было существенно больше (помним про то, что расходы на услуги МП увеличивают выручку).
- Если мы уверены, что у нас все посчитано правильно, составляем пояснения в налоговый орган, в которых указываем что (в качестве примера):
“Учет выручки от реализации товара на МП осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. Налоговая декларация по НДС за проверяемый период составлена верно, ошибок и расхождений не имеет. Сумма исчисленного НДС с выручки от реализации товара за 2 квартал 2024 года составляет 28 909 218 руб.
Данные декларации подтверждаются первичными учетными документами – в данном случае отчетами МП, УПД по выкупу и т.д. (реестр документов, итоговые суммы).
- Прилагаем к пояснениям реестр и копии первичных документов, подтверждающие Ваши продажи (отчеты комиссионера, УПД по выкупу и т.д.).
Судя по публикации от 17 апреля в «Ведомостях», проблема с расхождениями между данными ККТ маркетплейсов и данными налогоплательщиков начинает приобретать массовый характер. И это еще не все предприниматели отчитались за 2024 год. Если вы еще не получили такое или похожее требование – это не означает, что вы его не получите после сдачи отчетности за прошлый год.
Принимая во внимание состояние учета у многих селлеров, ФНС нашла для себя Клондайк – маркетплейсы, и, скорее всего, теперь активно разрабатывает и тестирует различные программы и алгоритмы для поиска нарушений со стороны продавцов. Возможно, не всегда и не с первого раза удачно и без ошибок. Но это означает что, если вы хотите успешно продавать на площадках и быть “в топе”, придется думать не только о карточках товара и продвижении, но и о том, как обеспечить растущему бизнесу поддержку в виде качественного и безошибочного учета.
Бухгалтеру или аутсорсеру, ведущему учет у крупного поставщика маркетплейса, уже недостаточно просто иметь необходимые теоретические знания и опыт работы в бухгалтерии.
Нужно уметь выстраивать системную работу с огромным количеством документов и большими массивами данных, разбираться в принципах работы основных электронных торговых площадок и автоматизировать (с помощью внутреннего специалиста или внешнего подрядчика) необходимые процессы и проверки, чтобы избежать ошибок в учете. Которые могут в итоге стоить бизнесу очень дорого.
Стоит отметить отдельно, что учет операций на маркетплейсах далек от однозначности. Примеры некоторых вопросов:
- В какой момент учитывать выручку? По поступлению денег к вам на расчетный счет? А может по отчету? А может в момент поступления денег в кассу агента? Вопрос на сегодня самый актуальный, и однозначного мнения по нему до сих пор нет.
- Что делать с продажами за прошлые месяцы, которые маркетплейс отразил в отчете текущего?
- Что делать с предоплатами клиентов, если вы о них узнаете из следующего отчета?
Учитывая, что ФНС научилась анализировать данные продаж на МП, и то, что многие теперь являются плательщиками НДС, проверка которого отлично автоматизирована, мы ожидаем существенное усиление налогового контроля продавцов на МП.