О компании Наши услуги Наши цены Полезные ресурсы Наш блог Наш форум Наши контакты
Главное меню
контакты

Основные услуги

Ваше мнение нам очень важно.
очень интересная статья
не могу оценить ее полезность
мне не понравилось

Комментарий

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2015.

Все авторские права на этот текст принадлежат ООО "Азбука Бизнеса". Любая перепечатка разрешена только при условии полного сохранения оригинала текста и указания авторства.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

Основные изменения в налоговом законодательстве Росии с 2015 года

Введение.

Об основных изменениях в налоговом законодательстве, в части налогового контроля, мы уже рассказывали год назад в статье. Однако законодатель на этом не остановился – и, как обычно, в течение всего 2014 года принимались очередные поправки и вносились изменения в Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

Что ожидать предпринимателям в 2015 году? На что следует обратить внимание, особенно в отношениях с государственными органами?

Изменения, которые коснулись:

  • налогообложения физических лиц
  • специальных налоговых режимов, отдельных налогов и сборов или операций (акцизы, госпошлина, НДПИ, ЕСХН, ЕНВД, патентная система налогообложения, а также налогообложение операций с ценными бумагами)
  • и те, которые будут интересны (и понятны) только специалистам в области учета и налогов

в данном обзоре не рассматриваются :)

Электронный документооборот с налоговым органом.

Если вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронном виде (по любым основаниям), то вы должны обеспечить и получение в электронном виде документов, которые налоговая использует в рамках своих полномочий – в течение 6 дней со дня отправки налоговым органом такого документа направить ему квитанцию о приеме.

Такими документами могут быть:

  • требование о предоставлении документов при проведении проверки
  • требование о предоставлении пояснений
  • уведомление о вызове в налоговый орган (ст. 23 пункт 5.1 НК РФ).

Если вы не подтвердили в установленный срок получение подобного документа от налоговой, то вам могут заблокировать счет. Стоит учитывать, что в случае, если отчетность сдаете не вы лично, а кто-то другой (внешний бухгалтер, компания по бухгалтерскому обслуживанию), то надо удостовериться, что этот «кто-то другой» будет в состоянии своевременно подтверждать получение таких документов от налоговой.

Кого коснется данное новшество? Как минимум, всех налогоплательщиков на обычной системе налогообложения, ведь они теперь обязаны отчитываться по НДС в электронном виде. А так же всех тех, кто сдает отчетность в электронном виде.

Изменения внесены и в статью 76 НК РФ.

Уточнены случаи, когда налоговый орган может вынести решение о приостановке операций по счетам в банках или переводов электронных денежных средств (блокировка счета):

  • Вы не сдали декларацию в течение 10 дней с установленного срока. Теперь заблокировать операции по счетам смогут в течение 3-х лет по истечение этих 10 дней.
  • Если вы не направили в течение 10 дней со дня истечения срока ее отправки квитанцию о приеме в электронном виде требования налогового органа в соответствии со ст. 23 п. 5.1 НК РФ.

Статья 76 также была дополнена пунктом 3.1 в части разблокировки счетов – решение о приостановлении операций по счетам отменяются не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из дат:

  • день передачи соответствующей квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом
  • или день представления документов(пояснений) – если вам было направлено требование о предоставлении документов (пояснений)
  • или явки по вызову – в случае если налоговая отправляла такой вызов по ТКС.

Так что с нового года игнорировать запросы налогового органа, полученные по ТКС, крайне не рекомендуется.

Камеральные налоговые проверки.

Истребование документов.

Как мы уже упоминали в нашей прошлогодней статье, декларации по НДС с 2015 года налогоплательщики должны будут представлять только в электронном виде. В принципе, это правило действует и сейчас, но пока налоговые органы не вправе отказать вам в приеме декларации «на бумаге» - в связи с многочисленными запросами налогоплательщиков ФНС выпустило соответствующее письмо (Письмо ФНС РФ от 11.04.2014 №ЕД-4-15/6831). Декларацию в бумажном виде примут, но могут оштрафовать на 200 рублей по статье 119.1 НК РФ.

В июле 2014 года был опубликован соответствующий проект Приказа ФНС об утверждении новой формы декларации по НДС, в которой будут отражаться данные сразу из книги покупок и книги продаж, то есть фактически налоговый орган вместе с декларацией получит и данные по каждому полученному или выставленному счет-фактуре. В автоматическом режиме налоговый орган будет сверять ваши данные с данными, представленными вашими контрагентами. В случае обнаружения противоречий или несоответствий данных, если такие несоответствия или противоречия могут свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении НДС, предъявленного к возмещению, у вас могут истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к таким операциям – такова новая редакция пункта 8.1 статьи 88 НК РФ.

На просторах Интернета мы встречали мнение некоторых специалистов о том, как трудно будет работать налоговым органам с таким количеством информации, что они попросту не будут справляться с объемами данных и так далее. А вот мы не были бы так оптимистичны, основываясь на нашем собственном опыте общения с различными налоговыми инспекциями, информации о строительстве новых центров обработки данных для ФНС, того, с какой скоростью и в каком количестве в этом году поступают из налоговых инспекций различные требования, запросы и сообщения. Судя по всему, налоговики все больше и все лучше автоматизируются и анализируют многие из полученных данных. В особенности те, которые получены ими из электронной отчетности. Налоговому инспектору остается только нажать кнопку для отправки запросов и ждать ответов или объяснений налогоплательщиков.

Осмотр территории при проведении камеральной налоговой проверки.

С 01 января 2015 года при проведении камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа получили право на проведение осмотра территории или помещения налогоплательщика, а также документов и предметов. Сейчас, конечно, тоже могут «зайти в гости», но – неофициально. Не забудьте взглянуть у проверяющих на служебные удостоверения и мотивированное постановление за подписью руководителя налоговой или его зама – новые редакции пункта 1 статьи 91 и пункта 1 статьи 92 НК РФ. Осмотры в рамках «камералок» проводить смогут в двух случаях – если НДС в декларации заявлен к возмещению или выявлены противоречия или несоответствия, которые могут свидетельствовать о занижении налога к уплате (завышении к возмещению). Так что будьте готовы к визиту налогового инспектора (а иногда и нескольких) и заранее обдумайте ответы на возможные вопросы. Например, почему зарплату по отчетности получает только директор, но при этом в вашей мастерской работами в данный момент занимаются еще десять человек. Или почему у Вас задекларирован один производственный станок, а по факту инспектор наблюдает еще несколько. Или где находится товар, который по учету должен быть у Вас на складе. И так далее и так далее. Не знаем, насколько часто инспектора будут пользоваться возможностью осмотра, но теперь у них есть на это право.

Налог на добавленную стоимость.

Счета фактуры.

Не могли мы не упомянуть в данном обзоре изменения, вступающие в силу с 01 октября текущего (2014) года. Теперь налогоплательщикам разрешено не выставлять счета-фактуры тем своим покупателям (заказчикам), кто не является плательщиком НДС или освобожден от его уплаты по 145 статье НК РФ при наличии письменного соглашения об этом между сторонами сделки. По нашему мнению, у этого нововведения есть как плюсы, так и минусы. Чуть более подробно мы о них написали в нашем справочнике

Декларация по НДС.

С 2015 года только у налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанности плательщика по ст. 145 НК РФ, останется законная возможность отчитываться по НДС «на бумаге».

Все остальные, кто так или иначе связан с расчетами по налогу:

  • Налогоплательщики, в том числе налоговые агенты
  • Неплательщики налога – если они выставили своему покупателю (заказчику) счет-фактуру с выделенной суммой НДС (лица, не являющиеся налогоплательщиками, то есть применяющиие специальные налоговые режимы или освобожденные от обязанности по 145 статье НК РФ)
  • Неплательщики налога – налоговые агенты, которые выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении посреднической деятельности в интересах другого лица

отчитываются по НДС в электронном виде.

Журналы учета счетов-фактур.

С 01 января 2015 года плательщики НДС смогут не вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, которые фактически дублируют сведения из книги покупок и продаж. Ну хоть немного уменьшают избыточный документооборот (пункт 3 ст. 169 НК РФ).

Но для посредников на обычной системе налогообложения (ОСНО), осуществляющих деятельность в интересах другого лица, обязанность вести журналы учета полученных и выданных счетов-фактур по таким операциям, сохраняется, причем сведения из этих журналов также будут включаться в налоговую декларацию.

Такая же обязанность (по ведению журналов полученных и выставленных счетов-фактур) с 2015 года вводится и для неплательщиков НДС – посредников (п.5.2 ст. 174 НК РФ). Сведения из этих журналов нужно будет направлять в налоговую инспекцию в электронном виде в срок, предусмотренный для сдачи декларации по НДС.

Сроки представления отчетности по НДС.

На момент публикации настоящей статьи изменения в 174 статью НК РФ в части сроков представления отчетности (декларации) по НДС внесены не были. В соответствии с «дорожной картой» по совершенствованию налогового администрирования (Распоряжение правительства РФ от 10.02.2014 №162-р») планировалось перенести срок сдачи декларации на 30 число (вместо 20). Ждем-с (с).

Налог на прибыль организаций.

Проценты по кредитам и займам (долговым обязательствам) больше не нужно будет нормировать.

Как вы знаете, в настоящее время проценты по кредитам и займам при расчете налога на прибыль нормируются одним из двух способов – исходя из ставки рефинансирования, увеличенной в N-раз для рублевых сделок (в течение последних лет коэффициент этот варьировался) и фиксированной ставки по валютным обязательствам либо в размере фактических затрат, но при условии, что сделки заключены на сопоставимых условиях. Все проценты, что начислены «сверху» - в качестве расходов для налога на прибыль не учитываются.

С 01 января 2015 года эти ограничения снимаются – проценты можно будет учитывать в расходах исходя из фактической ставки. По нашему мнению, это очень хорошая поправка, так как с одной стороны, избавляет налогоплательщика от достаточно трудоемких расчетов, а с другой – реалии таковы, что привлечь заемные средства малому бизнесу крайне сложно, у них просто нет возможности обеспечить эти обязательства приемлемыми залогами, вот и занимают деньги по рыночным ставкам. А они, как известно, очень далеки от ставки рефинансирования ЦБ или процентных ставок, под которые кредитуют большие компании. Но исходя из общего правила, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, мы бы не стали рассматривать проценты по займам как способ произвольного увеличения расходов. Они явно должны быть рыночными или будут вызывать споры с органами.

Упрощенная система налогообложения.

С 01 января 2015 года организации, применяющие УСН, становятся плательщиками налога на имущество организаций в отношении тех объектов недвижимости, по которым база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. К такому имуществу, в частности, относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, объектов торговли и общепита, бытового обслуживания (п.2 ст. 346.11; п.1 ст. 378.2 НК РФ).

Обязательное пенсионное страхование.

Изучая новшества, мы не могли не обратить свое внимание на изменения, касающиеся рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом РФ. А изменения, по нашему мнению, не в пользу предпринимателей.

Из федерального закона «О страховых взносах…» №212-ФЗ от 24.07.2009 года с 01 января 2015 года исключается статья 44 – «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения». В пункте 4 данной статьи было сказано, что

«4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность».

А из статьи 39 вышеуказанного федерального закона («Обязанность лица, рассматривающего дело о нарушениях, обязанность устанавливать смягчающие обстоятельства») исключен пункт 4 п. п. 4:

«4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом».

Исключение данного положения закона фактически означает, что ПФР будет попросту начислять штрафы по максимуму, а страхователь будет вынужден оспаривать решения о привлечении к ответственности, в том числе и в части сумм штрафа, в суде. Хотя, в общем то, сейчас именно так и происходит – суды снижают штрафные санкции ПФР в разы. Думаем, что после того, как суды завалят копеечными делами с ПФР ситуация изменится, но пока досудебное урегулирование споров с ПФР становится менее вероятным.

Заключение.

Таков краткий перечень основных изменений, которые вступают в силу со следующего года.

С одной стороны, правительство планомерно совершенствует налоговое администрирование, свидетельством чего является, в том числе, переход на электронный документооборот между налоговым органом и бизнесом. Мы и сами являемся сторонниками ЭДО (электронного документооборота). В 2010 году мы перешли на систему отправки отчетности в электронном виде, включив такие услуги для клиентов в базовые тарифы без дополнительной оплаты и считаем, что это было одним из самых правильных наших решений - это здорово экономит время, как наше, так и наших клиентов. Так что увеличение объема информации, которую теперь необходимо будет представлять в налоговую в электронном виде, нас не пугает.

С другой стороны - государство все больше и больше «дисциплинирует» налогоплательщиков и продолжает активно вести борьбу с незаконными финансовыми операциями и уклонением от уплаты налогов.

Это и ужесточение ответственности лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета на предприятии – соответствующие изменения были внесены и в закон «О бухгалтерском учете» и в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве). Это и расширение полномочий налоговых органов, особенно при проведении камеральных налоговых проверок. Выездные проверки – мероприятие дорогостоящее, так что теперь «камералки» становятся основным мероприятием по выявлению нарушений налогового законодательства. Не случайно в прошлом году ФНС и Минфин РФ выпустили совместное письмо с рекомендациями, как их проводить (Письмо Минфина РФ и ФНС от 16.07.2013 №АС-4-2/12705)

Посмотрите на свой смартфон. Красивый, мощный, удобный? Сравните с телефоном 10 летней давности или компьютером. Прогресс в IT очень хорошо заметен. Не надо думать, что прогресс в обработке информации в налоговых органах стоит на месте. Это не так. Сейчас все происходит гораздо быстрее. Например, если раньше требование от ИФНС по предоставлению документов при НДС к возмещению приходило через несколько недель, что существенно сокращало время на камеральную проверку, то сейчас такое требование может поступить через несколько дней после сдачи декларации. Автоматизация обмена информацией между ФНС и банками, автоматизация проверки контрагентов по различным базам данных, изменения в сдаваемой отчетности, все это приводит к тому, что скорость и качество выявления возможных схем и нарушений будут расти. Хотя и схемы вряд ли будут стоять на месте.


Обсудить на форуме или задать вопрос по почте