О компании Наши услуги Наши цены Полезные ресурсы Наш блог Наш форум Наши контакты
Главное меню
контакты

Основные услуги

Ваше мнение нам очень важно.
очень интересная статья
не могу оценить ее полезность
мне не понравилось

Комментарий

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2015.

Все авторские права на этот текст принадлежат ООО "Азбука Бизнеса". Любая перепечатка разрешена только при условии полного сохранения оригинала текста и указания авторства.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

О некоторых изменениях в области налогового контроля и отчетности, которые начнут действовать в 2014-2015 годах.

Предисловие.

Любой директор, бухгалтер, предприниматель, да и обычный человек настораживается, когда получает запрос по своей деятельности от государственного контролирующего органа. Так как такой запрос может свидетельствовать о том, что впереди нас ждут как минимум тягомотные объяснения, а то и существенные проблемы.

В последние годы произошел явный сдвиг в пользу налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Многочисленные разъяснения Минфина и ФНС, положительная судебная практика, внутренняя работа в ФНС по «разворачиванию» инспектора лицом к налогоплательщику сделали жизнь налогоплательщика проще и спокойнее. Сформировалась понятная практика, какие запросы налоговых можно игнорировать, какие документы можно не представлять, куда и как жаловаться, как отбиваться от сомнительных претензий по работе с сомнительными поставщиками, какие ошибки в счетах-фактурах не важны для вычетов и так далее.

ФНС улучшала процедуры досудебного урегулирования, периодически обновляла сборник ответов на вопросы налогоплательщиков, которые [ответы] становились обязательными для применения инспекторами ИФНС.

С 2013 года пропала обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность каждый квартал, что еще больше осложнило текущую работу контролеров.

Мы часто сталкивались в работе с подобными вопросами инспекторов.

Инспектор: А почему Вы нам не представляете вот такие-то документы?
Мы: А мы не обязаны по закону.
И: А как же мы будем Вас проверять?
Мы: Не знаем. Вы же следите за соблюдением нами законов, вот и сами соблюдайте.

Все, что оставалось делать инспекторам в таком случае, это более или менее открыто пугать нас выездной проверкой или проблемами в дальнейшей работе.

Однако, в этом (2013) году, в Налоговый Кодекс РФ (и ряд других нормативных актов), внесено достаточно большое количество изменений, касающихся налогового контроля, которые, на наш взгляд, по крайней мере временно, изменят соотношение сил между инспектором и налогоплательщиком в области налогового контроля.

Если хочется почитать первоисточники, то вот они:

  • 134-ФЗ от 28.06.2013 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финанасовым операциям.
  • 153 ФЗ от 02.07.2013 О внесении изменений в первую часть налогового кодекса РФ.

Так как изменений много, то мы решили написать статью, в которой выделить основные нововведения в области налогового контроля.

Новости налогового контроля. Изменения в 2013-2015 гг.

В июле этого года двумя федеральными законами (ссылки выше) были внесены многочисленные поправки в Налоговый Кодекс РФ. Какие-то из этих поправок уже вступили в силу, некоторые вступят в силу с нового, 2014 года, некоторые подождут еще год – до начала 2015 года.

На что, по нашему мнению, стоит обратить особое внимание предпринимателям и к чему имеет смысл начать готовиться уже сейчас

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Декларации по НДС будут существовать только в электронном виде. Уже с 2014 года отчетность по НДС нужно будет сдавать через спец. операторов по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). На сегодняшний день на сайтах региональных УФНС появились разъяснения, что данная поправка вступает в силу с 01.01.2014, а значит отчетность за 4 квартал 2013 года нужно отправлять в электронном виде через спец. операторов. Сдать декларацию по НДС в бумажном виде не получится – ее просто не примут.

Требование о предоставлении декларации по НДС в электронном виде теперь распространяется и на _не_ плательщиков НДС. Это относится к компаниям (или ИП) на «упрощенке» и тем, кто освобожден от уплаты налога (налоговых агентов). Например, когда они выступают по какой-либо сделке налоговым агентом по НДС и у них появляется обязанность подать декларацию по НДС.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, но работаете по агентскому договору, договору комиссии или поручения и перевыставляете счета-фактуры, с 01 января 2014 года у вас появится новая обязанность – вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур. А с 2015 года такие журналы нужно будет в электронном виде подавать в инспекцию.

Можно также ожидать, что в ближайшее время налогоплательщиков, обяжут сдавать в качестве приложения к декларации по НДС книги покупок и продаж в электронном виде.

Об этом прямо свидетельствует формулировка статьи 174 НК РФ с 2015 года:

"5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".

Таким образом налоговые органы получают все больше и больше информации для проведения дополнительного контроля и аналитической работы по выявлению схем уклонения от уплаты налогов.

Учитывая объем информации, который будет предоставляться в налоговые инспекции в электронном виде, уровень автоматизации ФНС, а так же планируемые затраты на строительство новых центров обработки данных можно предположить, что все больше и больше данных будут сверяться в автоматическом режиме. Получив в электронном виде журналы учета выставленных и полученных счетов фактур и данные из книг продаж и покупки, на наш взгляд, ФНС имеет возможность провести в автоматическом режиме встречные проверки всех компаний в России и выявить в автоматическом режиме все расхождения. Дальше лишь остается составить список компаний с расхождениями, отсортировать их по нужным критериям (суммы, количества, что-то еще) и передать в работу инспекторам

За пределами этой статьи находится оценка необходимой вычислительной мощности и времени, для того, чтобы сопоставить все счета-фактуры, выставленные и полученные по всей России за квартал, но думаем, что все это реализуемо, реализовано или будет реализовано в обозримом будущем.

И конечно, внесение исправлений в старые периоды станет сложнее. Например, нельзя уже будет задним числом определять поставщика, от которого пришли услуги в старом периоде, так как информация о его счете-фактуре будет в налоговой инспекции. И да, от поставщика же тоже будет информация в налоговой инспекции о выставленных счетах фактурах.

Камеральные налоговые проверки.

И тут не обошлось без изменений, особенно в части проведения камеральных налоговых проверок.

С 01 января 2014 года у налогового органа появляется два новых основания запрашивать пояснения при проведении «камералки».

1. Убытки в декларации.

Если на сегодняшний день у налогового органа нет законных оснований запрашивать пояснения по убыткам у налогоплательщика, то со следующего года игнорировать такие запросы не получится – придется «пояснять». Новая редакция пункта 3 статьи 88 НК РФ относится не только к декларации по налогу на прибыль. Например, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получившие убыток по итогам года, несмотря на уплату ими минимального налога в бюджет, тоже будут обязаны рассказывать про свои убытки. Причем налоговый орган будет запрашивать не просто пояснения, а «пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».

2. «Уточненка» с суммой налога к уменьшению.

Если вы подаете уточненную налоговую декларацию к уменьшению, то при проведении КНП налоговая сможет запрашивать пояснения причины уменьшения налога к уплате. Этот пункт относится ко всем налоговым расчетам и декларациям, а не только к НДС или налогу на прибыль.

Несмотря на то, что данная поправка еще не вступила в силу, наши клиенты уже начали получать запросы представить пояснения причины подачи уточненной декларации к уменьшению. Такие неправомерные запросы лишь подтверждают наше мнение о том, что до формирования хоть какой-либо судебной практики по нововведениям, со стороны налоговых органов мы ожидаем массовых запросов и «перегибов на местах».

Пример запроса информации из налоговой

С 2015 года при подаче «уточненки» к уменьшению за истекшие периоды, превышающие 2 года, налоговый орган будет иметь право потребовать у вас не только пояснения, но и первичные и иные документы, служащие основанием уменьшения суммы налога к уплате или увеличивающие сумму убытка, а также налоговые регистры - статья 88 НК РФ дополнена новым пунктом 8.3.

3. Осмотры при проведении камеральных проверок при подаче декларации по НДС к возмещению.

С 01 января 2015 года при проведении «камералок» по НДС налоговики смогут проводить осмотры, причем не только торговых, складских и иных помещений, но также «документов и предметов». Такие изменения и дополнения внесены в статью 92 НК РФ «Осмотр».

4. Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов при выявлении расхождений или несоответствий в декларациях по НДС или журнале учета счетов-фактур.

С 2015 года статья 88 НК РФ дополняется пунктом 8.1, суть которого сводится к следующему.

Налоговый орган получает от налогоплательщика декларацию по НДС с данными из книги покупок и продаж, а также журнал счетов-фактур, то есть фактически _всю информацию_ по сделкам с НДС, и все это - в электронном виде. Далее он проводит проверку и анализ полученных сведений. Не только вашей декларации, данных и сведений, но и деклараций, данных и сведений других налогоплательщиков, проще говоря – ваших контрагентов. Этакая «встречная» проверка сделок с НДС. И если между вашими данными и данными вашего контрагента будут найдены какие-то несоответствия или расхождения – будьте готовы представить подтверждающие документы.

Заключение.

Перечисленные изменения – это далеко не все, что было принято и подписано в законах. Мы рассказали лишь про те, которые, на наш взгляд, существенно расширяют возможности ФНС в области налогового контроля.

Мы ожидаем, что на некоторое время у всех нас возрастут издержки из-за расширения прав налоговых инспекторов запрашивать документы и информацию и появлению у нас обязанности на эти запросы отвечать и представлять документы. Со временем, конечно, сформируется досудебная и судебная практика, которая резче очертит границы новых прав и обязанностей. Но на первое время мы ожидаем резкого увеличения количества запросов от ИФНС, что уже и сейчас начинает происходить.

Мы думаем, что компаниям с реальным бизнесом, хорошо поставленным документооборотом и учетом нечего опасаться этих изменений. Возможно, стоит еще раз посмотреть на своих поставщиков и подумать, не стоит ли поменять тех, с кем плохой документооборот, на более организованных, так как плохой документооборот у поставщика может привести у вас к проблемам с органами.

Если же у вас плохой документооборот, плохой учет, сомнительные поставщики или операции, будьте готовы, что внесенные изменения приведут к повышенному вниманию со стороны налоговых инспекторов, поскольку у них появляются дополнительные инструменты для анализа и изучения данных. У ФНС так же расширяются права по проверкам вашего бизнеса. У вас появляется обязанность по бОльшему количеству поводов представлять документы и разъяснения в ФНС, ходить на дачу пояснений или комиссии, впускать к себе инспекторов для осмотра помещений и документов.

В любом случае, “предупрежден – значит вооружен”, еще есть время подготовиться к вступлению в силу основных изменений:

  • Посмотреть на своих контрагентов и схемы работы. Возможно, что-то изменить.
  • Привести в порядок документооборот.
  • Привести в порядок учет и отчетность.

Последние пункты давно уже надо было сделать, так как с 2013 года все компании обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность. А значит, у налоговых инспекций появится дополнительная информация о бизнесе компаний на УСН.


Обсудить на форуме или задать вопрос по почте