Дата публикации: Октябрь 2010.

В этот раз мы просто и доступно расскажем начинающим предпринимателям о двух видах расходов, с которыми часто приходится сталкиваться в обычной жизни — расходах на командировки и представительских расходах. Как можно учесть такие расходы, что к ним относится, как они должны быть оформлены и каково их влияние на налогообложение компании при применении различных налоговых систем.

Расходы на командировки (командировочные)
Общая информация
Учет командировочных расходов

Поиск клиентов или партнеров, участие в бизнес-выставках или семинарах, переговоры с иностранными поставщиками или производителями — все это обычно связано с поездками по служебным делам, проще говоря — с командировками.

В соответствии с п.п.12 п.1 статьи 264 НК РФ расходы на командировки включают в себя:

  • Проезд работника к месту командировки и обратно (билеты, трансфер на вокзал или в аэропорт)
  • Наем жилого помещения (в том числе расходы на проживание в гостинице)
  • Суточные
  • Оформление и выдача виз, паспортов, приглашений и пр.
  • Консульские и иные сборы за право проезда, транзита транспорта и т.д.
  • Оплата за услуги нотариуса за нотариальное оформление необходимых документов
  • Другие расходы, связанные с командировками
Оформление командировочных расходов (что требовать от сотрудников)

Требования стандартные — командировочные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Независимо от системы налогообложения, которую вы применяете, расходы на командировки обычно оформляются следующими документами:

Перечень документов для оформления командировки и отчета о ней.
ДокументКомментарии
Приказ о направлении в командировку.Унифицированная форма Т-9 (Т-9а). Документ обязательный
Командировочное удостоверениеУнифицированная форма Т-10. Документ обязательный, за исключением командировок за границу
Копия паспорта (загранпаспорта) с отметками о пересечении границы.Для зарубежных командировок
БилетыВ том числе электронные (распечатка)
Документы, подтверждающие расходы на услуги гостиницыСчета, накладные, акты и/или счета-фактуры, а также кассовый чек при оплате наличными либо бланк строгой отчетности.
Служебное задание и Отчет об исполненииУнифицированная форма Т-10а. Обязательный документ, в котором указывается цель поездки и ее результат.
Авансовый отчетУнифицированная форма АО-1. В случае если сотруднику выдавались под отчет наличные денежные средства (в рублях или валюте) в течение 3-х дней после возвращения из командировки он должен представить отчет и вернуть неиспользованные средства в кассу. Отчет также оформляется, если сотрудник расплачивался корпоративной или личной банковской картой.
Прочие документыПодтверждающие расходы на оплату трансфера до вокзала/аэропорта/гостиницы, оплата проезда по автобану, оплата за выдачу визы и так далее.
Влияние командировочных расходов на налогообложение

Важно. С 01.01.2009 суточные нормируются только для расчета НДФЛ. Налоговым кодексом установлены суммы суточных, в пределах которых они не облагаются налогом:

  • 700 рублей при командировках на территории России.
  • 2500 рублей при командировках за границу.

В случае если локальным документом установлены нормативы, превышающие указанные цифры, сумма превышения включается в налогооблагаемый доход сотрудника.

Учет командировочных расходов при ОСНО

Расходы на командировки принимаются в размере фактических затрат и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. С 01 января 2009 года нормирование суточных отменено, теперь для расчета налога на прибыль они принимаются в размере, установленном самостоятельно организацией. Таким документом может быть приказ руководителя или Положение о командировочных расходах.

Учет командировочных расходов при УСН 15% (доходы минус расходы)

На основании п.п. 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ командировочные расходы уменьшают базу по единому налогу. Однако не следует забывать, что расходы в данном случае будут признаваться кассовым методом, то есть после их фактического осуществления и оплаты. Расходы на командировки исключением не являются.

Учет командировочных расходов при УСН 6% (доходы)

Базу по единому налогу командировочные расходы не уменьшат. Несмотря на это, учет командировочных все равно выгоден, так как оплата командировочных за счет компании позволяет сэкономить на налогах с оплаты труда.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отсутствие оформленных документов, подтверждающих направленность расходов на получение доходов, налоговый орган (или фонд) попробует признать это выплатами в пользу физических лиц с соответствующим доначислением налогов, взносов и штрафных санкций.

Бизнес-класс и другие атрибуты успешного бизнесмена

Авиабилет бизнес-класса, проживание в лучшей гостинице известной сети, трансфер из аэропорта на лимузине. Можно ли учесть в расходах стоимость такой «роскоши»? Можно. Минфин признал право налогоплательщика на билеты «повышенной комфортности» и иные аналогичные расходы, поскольку никаких ограничений по таким расходам НК РФ не устанавливает. Но вероятность претензий со стороны налогового органа в процессе проверки, конечно, исключаться не может.

Представительские расходы

Их учет и влияние на налогообложение компании.

Общая информация
Представительские расходы

Это раньше представительские расходы в малом бизнесе были экзотикой, сейчас это норма. Начинающие предприниматели точно так же, как и представители среднего и крупного бизнеса, встречаются с потенциальными или существующими клиентами за деловым завтраком. А почему нет?

К тому же, оплата таких расходов за счет средств компании позволяет на абсолютно законных основаниях получать ощутимую экономию налогов для ее владельца.

К примеру, если такие расходы оплачивать из средств, полученных в качестве заработной платы, то сумма таких расходов автоматически увеличивается на 13% (НДФЛ) + 14% (ставка страховых взносов для УСН) или же 13% + 26% (ставка страховых взносов для ОСНО). Ставки страховых взносов указаны действовавшие на момент написания статьи.

Определение представительских расходов дано в пункте 2 статьи 264 НК РФ. Представительские расходы — это расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества.

К представительским расходам относятся:

  • Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах
  • Транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно
  • Буфетное обслуживание во время переговоров
  • Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий
Оформление представительских расходов

Как и любые другие расходы, представительские расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Такие требования предъявляются в статье 252 НК РФ.

Деловой завтрак (обед, ужин) с представителем контрагента.

Кроме кассового чека (слипа банковской карты) и ресторанного счета нужно оформить Акт о произведенных расходах, с указанием времени и места встречи, ФИО представителей обеих сторон, тематики встречи. Акт составляется в произвольной форме и подписывается руководителем компании. Также оформляется авансовый отчет по форме АО-1 (в случае если счет был оплачен наличными или кредиткой).

Переговоры, встречи, совещания в офисе (или в арендованном специально для них помещении).

Расходы подтвердит программа встречи, утвержденная смета расходов, Отчет о результатах встречи, Акт о произведенных расходах. В случае если расходы были оплачены по безналу, должны быть соответствующие документы — накладные, акты, счета-фактуры. Если расходы были оплачены наличными, то дополнительно должен быть оформлен авансовый отчет.

Интересно. Долгое время был спорным и очень актуальным вопрос — а можно ли учитывать расходы на алкоголь и табачную продукцию в качестве представительских расходов. И в каком размере. Можно, в конце концов, сказали налоговики и Минфин, налогоплательщиков же поддерживали суды. Ограничение, которое предъявляет финансовое ведомство к таким расходам — они должны быть осуществлены в «размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок)» (Письмо Минфина РФ от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/1/49). То есть никаких конкретных показателей финансовое ведомство не устанавливает.

Представительские расходы и налогообложение
Учет представительских расходов при ОСНО

Представительские расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Но нормируются. Это значит, что принять такие расходы к учету для целей налогообложения в размере фактических затрат нельзя.

Максимальный размер представительских расходов, который можно учесть при расчете по налогу на прибыль, составляет 4% от суммы расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период. А часть расходов, которая превышает установленный норматив, придется списывать за счет собственных средств компании.

Общая сумма расходов на оплату труда определяется не только как сумма оплаты по окладам, но и включает в себя отпускные, оплату по среднему и т.д., то есть те расходы, которые указаны в статье 255 НК РФ.

Например, если за 9 месяцев расходы компании на оплату труда составили (по налоговому учету) 90 000 рублей, то максимальная сумма представительских расходов, которые можно принять для расчета налога на прибыль, составит: 90 000 × 4% = 3 600 рублей.

Важно. При отсутствии расходов на оплату труда никакие представительские расходы не уменьшат налогооблагаемую базу, поскольку не представляется возможным исчислить норму.

Учет представительских расходов при УСН 15%

Представительские расходы при расчете единого налога не учитываются. Вообще. Вы можете осуществлять такие расходы с соответствующим документальным оформлением, но уменьшить налоговую базу при расчете единого налога на них не получится. Представительские расходы в статье 346.16 НК РФ не поименованы, список расходов закрыт.

Учет представительских расходов при УСН 6%

Поскольку на налогообложение в данном случае представительские расходы не влияют, основная задача — подтвердить экономическую направленность расходов для бизнеса. То есть оформить все как положено. При отсутствии подтверждающих документов налоговая инспекция может признать такие расходы личными (то есть подлежащими включению в налоговую базу по налогу на доходы), доначислить налог, штрафы и пени. Такие же санкции возможны и в случае проверки со стороны внебюджетных фондов.

Заключение

В заключении хочется обратить внимание начинающих предпринимателей на один интересный момент. То, с чем приходится сталкиваться на практике ну очень часто. Это нежелание бухгалтерии заниматься оформлением и учетом таких расходов — с одной стороны, потому что лень, с другой стороны аргумент, что расходы копеечные и нет смысла их учитывать. А в результате происходит переплата налогов, увеличение расходов, а иногда совершенно излишняя в этом случае потребность в неучтенных наличных деньгах. Да, возможная сумма экономии невелика. Однако решение о том, что учитывать, а что нет, не может принимать бухгалтер.

Теперь представьте, что компания растет, в ней уже под два (а то и больше) десятка сотрудников, команда менеджеров, которая ездит на встречи, в командировки, встречается с клиентами и заказчиками. Соответственно растут расходы и на командировки, и на представительские. И если с самого начала работы у вас не будет порядка в учете и использовании средств компании, то в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Гораздо проще установить правила и придерживаться их с того момента, как только у вас появился первый наемный сотрудник, чем эти правила вводить в действие в уже достаточно большой коллектив.