Oct 182017
 

Знакомые прислали (все изменено до неузнаваемости):

Ну, дозвонились мы до этого сотрудника, он говорит – это по вашему поставщику, ООО “Ромашка” знаете? Ну, мы говорим – знаем, конечно, полтора года работаем, бумаги приносить? Нет, бумаги никакие не нужны, приходите, “просто пообщаемся”.

 

От себя добавлю – реально работаем полтора года, реальные люди там, мы пару раз были на производстве в Н-ске, два раза в неделю привозят нам реальную продукцию, есть сайт

 

Короче, пришли к инспектору генеральный директор и бухгалтер.

Он такой разворачивает монитор и показывает им окно АСК НДС-2 где мы в центре, и вокруг нас поставщики со стрелочками.

Мы – зеленые, все поставщики зеленые, один желтый, и ООО «Ромашка» – красная. Только Ромашка – красная.

От Ромашка вниз еще идут связи и упираются в какую-то помойку с символом молнии.

 

Инспектор говорит – вот этот ООО «Помойка» внизу цепочки украла XX млн рублей НДС за второй квартал.

Вы, говорит, либо подаете уточненку за второй квартал 2017 года, и ваша связь с ООО «Ромашка» рвется, вы исчезаете с этой карты с ООО «Ромашкой», и я отдаю в Управление документы о “побуждении” налплата к подаче уточненки, либо сейчас полный допрос о деталях и мы прийдем с ВНП.

 

Если сотрудник ИФНС пугает вас выездной проверкой (мы к вам придем, если что-то не сделаете), то  это вас должно насторожить. Но не потому, что действительно придут, а потому “не развод ли это на деньги”.

Возьмем открытую статистику по налоговым проверкам, например, отсюда.

Средняя стоимость выездной налоговой проверки 17.1 млн рублей. Можно предположить, в Москве выше, в Урюпинске ниже. Т.е. если у вас невозможно взять столько денег, скорее всего к вам не придут.

Критерии самостоятельной оценки рисков выездной налоговой проверки есть в открытом доступе, например тут. Если  по ним не видно серьезных рисков, то скорее всего к вам не придут. Если риски есть, но совсем мелкий бизнес и с вас нечего взять, скорее всего к вам не придут.

По открытой информации, появляющейся в тех или иных источниках, цель ФНС в области выездных проверок это сокращение их количества и улучшение их качества (собираемых денег). Для достижения этой цели используется много разных средств (от автоматизации, до улучшения качества камеральных проверок и предпроверочного анализа и отбора). По нашему мнению, влияние обычного сотрудника ИФНС на вероятность выездной проверки небольшое (если вообще есть).

В 2017 году были проверены 0.3% налогоплательщиков,  это проверка 3 налогоплательщиков из 1000, и это количество снизилось по сравнению с 2016 годом. У рулетки 37 слотов. Вероятность выигрыша 1/37 или 2.7%, т.е. почти в 10 раз больше. Как думаете, у вас много шансов выиграть в рулетку поставив все свои деньги на один слот? а с выездной налоговой проверкой еще меньше.

Конечно, на вероятность проверки может оказывать влияние много факторов, но как нам кажется, если вы слышите от сотрудника инспекции угрозы о приходе с выездной проверкой, воспринимайте это с известной долей скепсиса. По крайней мере до тех пор, пока суммы, за которыми они могут прийти, не стали сравнимы со средней стоимостью проверки или ваш бизнес не стал достаточно большим в своем регионе.

Стоит учитывать, эта заметка не о том, что не бывает выездных налоговых проверок в малом и микро бизнесе. Это заметка о том, что не надо слишком бояться угроз сотрудников ИФНС и спешить исполнять их требования. Возможно, что за этими угрозами совсем ничего не стоит. По нашему опыту работы не реализовалась ни одна угроза подобного рода.. (провести выездную проверку или возбудить уголовное дело и посадить), хотя слышали мы (или наши клиенты) их от сотрудников ИФНС разного уровня.

Oct 172017
 

Последние несколько лет, если компания показывает убытки, то ИФНС начинает требовать разъяснения, звать на комисии по убыткам и всяческими способами “уговаривать” бизнесменов убытки из отчетности убрать. Один из предлагаемых способов “убрать” убытки – это уменьшение расходов, принятых к учету, с тем, чтобы принять их к учету тогда, когда будет больше прибыли. (Естественно, что письменно давать подобные советы сотрудники ИФНС не хотят).

Теоретически, если в бизнесе не будет особых проблем, то подобный способ уменьшения убытков в текущем периоде можно использовать. Однако, надо понимать, что это называется заведомое искажение отчетности и в ряде случаев тот, кто это сделает, может серьезно пострадать.

Например. Сегодня на РБК появилась новость о возбуждении дела о преднамеренном банкротстве авиа-компании “ВИМ-Авиа”. Среди причин, которые привели к возбуждению уголовного дела указывается и

Также в отчетности вместо убытка была отражена прибыль, для этого в отчетности указывали неверные данные о дате принятия затрат на учет.

И правда, если “пойти на поводу” у налоговой и не отразить реальные расходы бизнеса в учете, то налоговая может быть и будет довольна. Меньше убытков – больше налогов. Но существуют другие “пользователи” отчетности компании, чьим интересам подобные искажения могут нанести вред. Например кредиторам, ведь заниженные убытки компании (завышенная прибыль), могут привести к неверным решениям кредиторов (они дадут кредит по факту убыточной компании) или поставщик решит отгрузить товар без предоплаты. В случае, если с этими кредиторами не рассчитаться, то можно ожидать, что информация о внесенных в отчетность искажениях будет использована максимально.

Не нужно думать, что проблемы из за сокрытия убытков это российская специфика. Много уголовных дел на западе, против руководства крупных компаний так или иначе были связаны с искажениями отчетности и сокрытием убытков.

из примеров:

Иными словами, занижение в учете расходов бизнеса может привести к довольно неприятным последствиям.

%d bloggers like this: