Jan 282011
 

tax6В качестве примера к предыдущей записи. Получили вчера наши знакомые вот такое вот письмо. И хочет уже их бухгалтер удовлетворить требование.

А мы попробуем разобраться, а законное ли оно?

Статья 88 НК РФ регулирует проведение камеральных проверок. Посмотрим, что там у нас написано.

 

Пункт 2 статьи 88 НК РФ гласит

 

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Т.е. если за последние три месяца мы не сдавали уточненку по прибыли за 1 квартал 2010 г, то ни о какой камеральной проверке речи идти не может. Мы знаем, что отчетность была сдана вовремя, т.е. в апреле 2010 года. Нарушение раз.

Пункт 3 статьи 88 НК РФ гласит

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Т.е. запрашивать какие то документы или пояснения в рамках камеральной проверки по прибыли, налоговая инспекция имеет право только в том случае, если она уже нашла ошибки. Но убытки у нас или прибыль, это не ошибки. Соответственно если нашли ошибки, то сообщите о них и требуйте, а если не нашли, то Ваше требование незаконно. Нарушение два

Правила требования документов и информации регулируются статьей 93 НК РФ.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Посмотрим, что у нас сказано по поводу такого регулирования в иных законодательных актах.

Например, в письме Министерства Финансов РФ 03-02-07/1-122 от 22.03.2010 сказано, что

Формы Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и Требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Посмотрим, а соответствует ли то, что мы получили, установленному законом виду Ищем приказ ФНС России от 31.05.2007 N MM-3-06/338@. Его пункт 1.5 устанавливает форму требования о предоставлении документов. Желающие могут сравнить самостоятельно и подробно, но даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что то, что было получено нашими знакомыми, и близко не лежало к тому, что должно быть по закону. Например, в том, что было получено, нет информации о том, в рамках каких мероприятий налогового контроля задаются вопросы. А если Вы не знаете, в рамках каких мероприятий у Вас запрашивают информацию, то и не можете определить, а что Вы делать должны, а что нет.  Нарушение три

Итого, беглый анализ полученной бумажки говорит о том, что запрос неправомерный. При этом бухгалтер компании, абсолютно белой кстати, убеждает директора, что надо на этот запрос отвечать, чтобы не портить ее хорошие отношения в инспекции. В чем интересно заключаются ее хорошие отношения, если компания постоянно получает аналогичного правового качества вопросы.

На наш взгляд, получив подобного качества бумагу, можно сделать что-то из следующего:

  1. Не отвечать. Вообще. Налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования.
  2. Написать в инспекцию вопрос, а является ли такая бумага правомерной и надо ли ее исполнять.
  3. Написать в инспекцию жалобу, что такой то ее сотрудник рассылает неправомерные бумаги с просьбой его привлечь к дисциплинарной ответственности
  4. Написать жалобу в вышестоящую инспекцию о том, что такая то инспекция шлет неправомерные бумаги.

ну или если страшно, то можно предоставить требуемую информацию Улыбка

Хотя конечно, Вы должны быть уверены, что полученный запрос неправомерен. В некоторых случаях он может быть неправомерен частично, так что лучше правомерную часть запроса выполнить, а с остальным поступить как написано выше.

 

Прокомментировать

%d bloggers like this: